Булдыга 2014 Атюрьевский район

Булдыга известна своей каменной церковью.

В Булдыгу я попал осенью 2014 года, решил поеду куда нибудь в поля. Посмотрел на карте что у нас там есть, и меня заинтересовала почти исчезнувшее село Булдыга. По карте виднелось лишь одно строение, довольно большое, на дом не похожее. Да остатки пары то-ли домиков то-ли сараев.

Погода стояла хорошая, теплая. Дождей давно не было, поля были сухие, дул легкий ветерок и пригревало солнце. В общем ляпота, да еще после уборочной все дороги были укатаны и широкие, по краям часто попадались тюки с сеном. Так я и ехал наслаждаясь просторами, солнцем и запахами сена. Лишь в конце дороги мне пришлось немного поскакать по кочкам.

Давайте почитаем кое что о этом Селе, эту информацию я взял из группы на однокласникас так же с этой группы я взял немного старых фото. Старался выбирать те фото где запечатлена хотя бы часть села, потому как именно село меня интересует, каким же оно было раньше?

Село Булдыга.

Было основано в конце XVII в. солдатами Троицкого острога, переселившимися на нарезанные за восточные походы земли. Об этом сообщается в «Переписной книге 1710 года Троицкого острога с уездом переписи стольника Ивана «Меншого» Семёновича Беклемишева (РГАДА. Ф.396. Оп. 2 Д. 3590): «Всего в селе Булдыгине салдацких 21 двор».

Первый восточный поход Петра Первого — взятие Азова в 1695-1696 годах. Похоже, что после этого похода солдаты получили землю. В 1700 г. солдаты-новопоселенцы подали в Патриарший приказ челобитную о строительстве храма. Деревянная церковь, освященная во имя Архистратига Михаила, была возведена в том же году. В течение XVIII в. храм неоднократно обновлялся и перестраивался. После войны 1812 г. прихожане решили построить новую церковь, каменную. Этот храм был готов к 1817 г., тогда же освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1834 г. был освящен теплый придел во имя Архистратига Михаила. Храм являлся ярким примером русского классицизма.

Приход насчитывал около 1500 душ (вместе с деревнями Матвеевка и Байметевка). В 1890-х в Булдыге была открыта церковно-приходская школа, а в деревне Матвеевка – школа грамоты. В советское время храм был реквизирован, использовался для хранения зерна и разорен. Наши предки знали только церковь во имя Архистратига Михаила, но до 1914 г., по крайней мере, она упоминается в архивных документах как Покровская. В ревизских сказках жители сельского общества села Булдыга называются государственными поселянами, значит, они никогда не были крепостными. Иван Иванович Нестеров — подполковник, военный комендант в Краснослободске в 1723 г. В то время, когда Петр I отменил воеводство, в городе назначались военные коменданты.

Владельцы Байметевки были его потомками.

В 1864 г. на месте деревни Матвеевка находилась Новая Деревня, (по-мордовски Од Веде), которая состояла из деревень Матвеевка и Байметевка. Батяев И.В. сообщил, что все население состояло из хуторских, однодворских, байметевских и матвеевских жителей. Матвеевка получила своё название по имени её первого поселенца. Он также сообщил, что в Матвеевке жила барыня Шишкина – старая дева. (Мама часто ещё приговаривала: «Ну, барыня Шишкина!»). Выполняя посмертную волю барыни, крепостные несли гроб с ее телом на руках 24 км от Матвеевки до Краснослободского монастыря, где она и была похоронена, и только потом получили вольную. Это случилось в жнитво, т.е. летом. И.В. Батяев с детских лет помнил усадьбу Шишкиной с одичавшими яблонями.

Помещик Тулин.

Около Матвеевки жил также помещик Тулин, который продал свое имение в 1916 г. мордвину из д. Толковка; у него были велосипед и граммофон – невиданные вещи для крестьянских детей. Василий Григорьевич Батяев вместе с другими мальчиками бегали в помещичью усадьбу слушать граммофон и удивлялись велосипеду: как можно ездить на двух колесах! Помещики Тулины, Петровы, Пикины, Пановы, Веденяпины, Нестеровы принадлежали к нетитулованному российскому дворянскому роду; Однодворцевы (или Однодворские) – потомки низшего слоя служилых дворян с 1858 г. Дворянин Веденяпин Аполлон Васильевич (1803-1872) проживал в селе Тройни Краснослободского уезда и похоронен в селе Селищи.

Первая помещица Нестерова, владеющая двумя душами, упоминается в 1625 г. в селе Урей того же уезда, расположенном при ручье Урее, которое в 1864 г. было как казенным, так и владельческим, имело 197 дворов с 1373 жителями и двумя церквями. По словам Григория Михайловича Кузнецова почти половина жителей Матвеевки носила фамилию Кузнецовы. Булдыженские Полянки возникли, примерно, чуть раньше, чем Байметевка, и позднее, я думаю, слились с селом Булдыга, так как в этом селе в ХХ-м веке была улица Полянки. В 1928-29 гг. в Матвеевке накануне коллективизации было около 150 дворов, в Булдыге – не меньше, в Байметевке было 40 дворов и много садов.

В советское время.

Эти населенные пункты оказались на территории Атюрьевского и Рыбкинского районов, в Атюрьевском накануне Великой Отечественной войны проживало 39200 жителей; 6742 из них были призваны в армию для защиты Отечества. Живыми вернулись 3626 человек, среди них – три Героя Советского Союза, в том числе Федор Федулович Коновалов, житель Булдыги. Кстати, фамилия «Коновалов» упоминается в Переписной книге 1710 г. Троицкого острога. После Великой Отечественной войны сильно обезлюдившие деревни стали пустеть, — жители уезжали в города, особенно после того как, например в Булдыге, в 1968 г. закрыли школу.

В настоящее время от этого села остались только разрушенная церковь и заброшенное кладбище да остатки нескольких изб, а вокруг поле… Последние жители покинули ее, примерно, в 2004 г. Такая же судьба постигла и многие другие деревни. В 2006 г. был сломан последний дом в Матвеевке. Кто придет на эти земли? Наш народ представляется мне поваленным бурей могучим деревом, часть корней которого еще осталась в земле и даёт сок нескольким незасохшим веткам. Удастся ли ему выжить?…

На месте.

Еще из далека я понял что это остатки церкви, здание было довольно высокое и средь полей далеко просматривалось. Подъехав первым делом увидел мраморною доску со списком людей, кем то прикрученную с боку у входа. Ну подумал хоть чем то наши попы занимаются… А оказалось все банально просто, это сделал один из местных мужиков в память о селе. Вот тут он об этом написал.

Памятная табличка
Памятная табличка на церкви Булдыги, сделанная обычным местным жителем…

На табличке написано вот что, и перечислены имена с фамилиями, их я не стал переписывать, плохо видно, ошибешься еще где назовешь не того человека.

Церковь во имя Архистратига Михаила.

Построена в 1817-1834 годах в стиле русского классицизма.
Приход села Булдыга и деревни Матвеевка.
ЗДЕСЬ БЫЛО РУССКОЕ СЕЛО БУЛДЫГА, основанное в конце 18 века солдатами Троицкого острога, о чем сообщается в переписной книге 1710 года

В Булдыге родился и вырос Герой Советского Союза Ф.Ф. Коновалов (1918-1980) а на фронтах ВОВ погибло более 80 его односельчан и более 30 жителей Матвеевки еще раньше много народу погибло в первую мировую, особенно много в гражданскую. ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ Всем жившим здесь с 17-го века людям!

Булдыга Церковь
Вот так выглядела церковь в 2014 году когда я там был, крыша еще держалась.

Кладка старинная, меня-то переживет точно, в общем долго еще этому зданию стоять, даже если обвалится крыша. А крыша то сделана тоже из кирпича аркой круговой. Ну и хорошо идём внутрь смотрим что там, а потом еще и наверх слазим.

Вход в церковь
Первое помещение небольшое, что-то вроде приемной комнаты было.

Первое помещение, по бокам еще две двери, не очень большое, я в церквях не силен особенно в старинных, поэтому не могу сказать для чего оно служило. Наверное тут был своеобразный предбанник перед входом в основное здание.

Церковный зал
Основное здание, самая большая его часть, тут видимо народ собирался.

А вот и основной зал, где собирался народ. Это я себе так представляю, я в церкви ни разу не был поэтому могу ошибаться. Зал большой, потолок держат массивные опоры которые постепенно переходят в арки. Большая часть штукатурки обвалилась.

Рисунок!

Рисунок ыцеркви
Единственный рисунок на стене который сохранился, комната после зала.

После зала попадаешь в небольшую комнату, в ней штукатурка по большей части еще сохранилась, и даже есть уцелевший рисунок! Что-то там на рисунке происходит, мне еретику не понять, но сам рисунок мне нравится. Видимо штукатурку под него подготавливали более тщательно и краски использовали хорошие, поэтому он и дожил до наших дней.

Церковная келья
Слева от рисунка овальная комната, в ней что-то искали, вырыли яму.

Эта комната видимо предназначалась для молитв, она овальная. Мародеры с металлоискателями похоже что-то пытались там найти и вырыли яму. Золото искали, не иначе… smile

Кладка церкви
Кладка-то какая ляпота! Интересно ругали-ли строителей за белые ляпы/разводы?

Вот раньше был раствор, и кирпич природный, глина обожженная в печи. Но раствор конечно прочнее кирпичей, со временем ветер «вымывает» кирпичи, особенно с солнечной стороны и со стороны ветров. А раствор так и остается тонкой линией, получаются ячейки.

Церковь Булдыга
Лезем вверх, добрались до колокольни или часовни, что это такое?

Мини вход к колокольню я так понимаю, (это я уже на крыше) там был еще один со двора но он обвалился и попасть в колокольню теперь можно только с крыши. кирпичи сыпятся а раствор держит…

Старинная кладка церкви
Сторона церкви которая подвержена солнцу, и в большей степени ветрам.

Солнечная сторона и ветреная, она разрушается куда быстрее чем другие. Еще отсыревшие кирпичи любят ковырять разнообразные птички. Но все равно это строение простоит еще очень долго, сделано на века как говорится.

Колокольня

Колокольня Булдыги
Сама колокольня, вид поближе, фотоаппарата не было, снимал на видеокамеру.

Вот самое высокое место церкви, колокольня видимо. На неё я залезть не смог, хотя очень хотел, но зацепится было не за что поэтому ходил вокруг да около, да внутри еще, а на верх ни-ни, никак.

Колоколня Булдыги
Она же из далека, это я на крыше церкви стою, хотя ходить там было сыкотно.

Эх а вокруг-то одни поля, которыми раньше и жили люди. А теперь один трактор обработает все это за день, поэтому и исчезло это село…

Башенка церкви
Вторая башенка церкви, вид с верху, с крыши.

Вторая башня, это там где как я предположил молились и был рисунок. Она не такая высокая и подверглась разрушению куда больше.  Залезть я на нее тоже не смог, хотя кажется на фото и не очень высоко, а на деле ну никак… )

Лицо церкви
Архитектурные изыски, вход в молильню и дорога по которой я приехал.

Ну вот я и обследовал всю церковь Булдыгу, строение конечно мощное и простоит еще долго. Сколько сил было положено на её постройку, в то время когда не было не машин ни кранов. Всё что было это лошади, строили годами и на века. Сейчас конечно такое здание возведут за сезон, но вот сколько оно простоит?

В 2014 году в селе помимо церкви оставались развалины одного кирпичного дома, он был посередине села, пробраться к нему не представлялось возможным из-за крапивы по грудь. Еще через дорогу ближе к другому концу села остался один маленький и очень старый домик, где давно никто не живет. Его можно увидеть на видео ниже. Вот собственно и все отжила свой век Булдыга, светлая ей память…

Давайте посмотрим некоторые старые фотографии.

Которые я взял в группе в Одноклассниках, на некоторых видно немного саму Булдыгу.

Портрет булдыги
Село Булдыга с церковью. На переднем плане пруд. 1954 г. На фотографии Грачёв Николай Леонтьевич.
Молодёж Булдыги
Молодежь Булдыги после войны. Крылов Николай Петрович со школьниками.
Жители Булдыги
Сзади стоят Евдокия Петровна Шитихина и Пронина Мария Ивановна (Савочнина). Справа первый Метенков Виктор Николаевич. Нижний ряд второй справа Курашкин Михаил Александрович.
Деди булдыги
Первая снизу одна Курашкина Валентина Михайловна; первый ряд (снизу) слева направо: вторая Крупина Нина Николаевна, рядом сестра Крупина Валентина Николаевна (по-уличному Варькины), шестая Алексеева (Курашкина) Мария Ивановна (по-уличному Лесновы),
Мужики Булдыги
Слева направо: Митенков Николай Григорьевич (родился в с.Булдыга в 1913г), Тимошкин Александр Павлович, Иван из д.Курташки. Фото сделано в с.Булдыга, ориентировочно 1980г
Булдыга зимой
Село Булдыга в 1974 году. Зима белым бело.

Булдыга в 1789 году.

Так она выглядела на плане генерального межевания и называлась тогда Булдыгино. Хорошо видны две улицы, Кошелевка и Булдыга, и указано место их пересечения — там стоит церковь. Был уже также выселок Булдыгин около оврага Ляча, но ниже речки Лячи, а северо-западнее речки Лячи располагался овраг «Охтап» (Ахтуб)

Пензенская губерния Краснослободский уезд 1в Пензенская губерния Краснослободский уезд 1в

Истории из Булдыги.

Удивительная история Многие помнят председателя сельсовета Андрея Пронина (1898-1989) по прозвищу Селедка. У него были жена Анна и дети: Иван, Раиса и Михаил. Анна умерла после последних родов, простудившись в бане. Первыми же у неё родились близнецы: Иван и девочка, умершая через неделю от оспы. У Ивана тоже были следы от оспы. Ваня вырос хорошим, стал гармонистом; сошелся с Александрой с Полянок. После войны уехал в Москву и, приехав однажды в Булдыгу, пригласил с собой Василия Михайловича Торганова, внука Василия Торганова. Получив зарплату, Василий убил Ваню за 20 рублей, а труп его закопал. Через месяц Василия нашли, осудили и дали срок 25 лет, но в тюрьме он умер через год.

Вдова Вани, Александра Бусарова, уехала в Москву и через некоторое время вышла замуж за некоего Киндимова, который погиб на фронте. (Вдова Вани не уезжала из Булдыги, вышла замуж за приезжего Володю, взявшего ее фамилию, и родила троих детей. Поправка внесена Тамарой Вдовиной). Дочь Рая (1925 г.р.), работая в войну на почте, присвоила себе выплаты, предназначенные для сельчан, была арестована и сбежала из тюрьмы. Отец снабдил ее документами. Она перешла линию фронта, попала к немцам, и какой-то генерал помог ей добраться до Восточной Пруссии. Там она вышла замуж за русскоговорящего немца и родила 8 детей.

После войны.

Советские органы власти её нашли по письмам брату Мише, доставили в Атюрьево и судили. Вместе с Раисой приехал ее муж и прямо на суде предложил деньги для возмещения ущерба в 15 тысяч рублей. Суд согласился. И Раиса была отпущена на свободу в зале суда. Но говорят, что все же небольшой срок она отбыла… Через несколько лет она приезжала в Булдыгу и рассказывала, как хорошо она там жила, муж был очень состоятельным, но со временем загулял. И когда был изобличен в измене женой и детьми, повесился. Вдова утешилась тем, что ей осталось хорошее состояние. Дети к тому времени выросли, маленьких было только двое. Погостив в селе, Раиса увезла с собой брата Михаила.

А вот как рассказала эту историю дочь Андрея Пронина.

От второго брака с Александрой Андреевной Кошелевой, Зоя Андреевна, которая нашлась, благодаря Интернету. Раиса действительно работала на почте и получала деньги в Оброчном. Однажды она заночевала там, а когда спохватилась, денег в сумке не оказалось! С горя Рая выпила уксус и попала в больницу, откуда сбежала, боясь наказания, и уехала к тетке в Сибирь. Но бесконечно долго, видимо, там оставаться была нельзя, она вернулась тайно домой и пряталась там…. Маленькая Зоя по детской глупости рассказала об этом на улице, и Раиса вынуждена была бежать в Ковылкино.

Там она села в проходящий поезд и так оказалась в Таджикистане, в городе Ленинабаде. Вскоре она познакомилась с репрессированным немцем Христофором Гернером, работавшим шахтером, и вышла за него замуж. Родился сын. Рая писала родителям и через некоторое время к ней приехал брат Миша, который тоже стал писать домой. Вот по этим-то письмам Раю и нашла милиция. Однажды звонят в сельсовет из Атюрьево и просят привезти для Раи теплые вещи — так родители узнали об ее аресте. Состоялся суд, Рае присудили срок — восемь лет.

Произошло это вскоре после смерти Сталина, и поскольку Рая была в это время беременна, она попала под амнистию. Вернувшись в Ленинабад, она вскоре родила. Всего же у неё было пятеро детей. Муж так и работал на шахте, заболел силикозом. По неизвестной причине застрелился 03.09.1989г. Раиса умерла через год после смерти мужа….. А в селе пошла гулять легенда о ее сказочной жизни… Через много лет одна из односельчанок виделась с Раей в Кентау — в юности они были подругами, — и Рая, постаревшая до неузнаваемости, рассказывала о своей жизни, в том числе и эту историю…

Жестокость

Один из жителей Булдыги отличался необыкновенной жестокостью; говорили, что однажды он искусал жеребца. Видимо, недаром их в селе звали очень метким словом! Говорили, что он забил до смерти свою первую жену, от которой остались дочери Наталья и Татьяна. Во втором браке родилось еще 6 детей, из них 2 дочери, Женя и Анна. Дети тоже были со сложным характером. Но самый младший, Коля, был хороший и трудолюбивый. Когда с ним случилось несчастье, – упал с лошади – отец подбежал к нему и стал избивать: не будешь лезть куда не надо! Односельчанин схватил его и стал оттаскивать: он же мертв!! Дети очень жалели этого мальчика, девочки сделали из бумаги цветы и ходили с Колей прощаться…

Эти рассказы взяты из группы Алины Ивановны.

Ну и моё видео под конец, снятое осенью 2014 года. Неплохобы наведатся в Булдыгу снова, если в сентябре будет солнечный денек и довольно сухо, может прокачусь по полям-просторам…

Мой канал на ютубе | Мои архивы альбомов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *