Манцеровка, участок реки Мокша (2.5км)

Первое место рыбалок на Мокше, Манцеровка.

Первый раз я увидел Манцеровку совсем маленьким. Шёл сенокос, родители пошли ворошить сено и взяли нас с братом с собой. Рядом с нашим участком были два небольших озера. Пока все ворошили сено, мы с братом играли у этих озер. После окончания работы родители решили искупаться на Манцеровке и повели нас с собой. Не помню, видел ли я уже Мокшу к тому моменту, возможно что нет. Манцеровка мне тогда показалась какой-то огромной африканской рекой, на подобие Конго. Кругом были водовороты, мутная вода (недавно были дожди) и очень стремительное течение.

манцеровка
Манцеровка, большая вода.
Мокша
Манцеровка в середине лета.

Нам тогда купаться, конечно, не разрешили. Быстрое течение могло запросто нас подхватить, даже около берега. Потом нас брали на сенокос еще пару раз, и всегда я подходил на большой обрыв понаблюдать за бурунами, воронками, за мощью реки.

Я подрос.

Через какое то время я подрос, и меня стали отпускать с другими мальчишками на рыбалку, сначала недалеко, например, в залив за уклейкой, потом на Козий. Ну а потом и до Манцеровки дело дошло. Чаще всего мы останавливались на тех же обрывах, где я когда то наблюдал за рекой. Ловили, понятное дело в основном, пескарей и ершей, но как это было интересно.

Вот вспомнил один случай, когда удалось поймать крупную плотву. На рыбалку мы пошли вдвоем, я и Шишулин Алексей. Его дом был почти напротив моего, и мы дружили. Просидели до самого вечера на Манцеровке, вытащили несколько пескарей с ершами. Тогда всю рыбу мы складывали в один целлофановый пакет, а когда расходились по домам, делили пополам. Моя удочка была лучше, и Алексей попросил у меня половить ей, под конец рыбалки. Я, конечно, не возражал, к тому же, в это время я занялся ловлей ящерицы. Минут через пять мне это надоело, а поскольку делать было нечего, и близился вечер, я предложил идти домой.

Он ответил, что нужно подождать те же пять минут. Мол у него какая то щука!?… обгладывает червя с крючка (крупная щука). Ну я, конечно, согласился, раз щука, да еще крупная… Сидим ждем, и вдруг поклевка, и попадается правда крупная, только не щука, а плотва. С некоторой растерянностью Алексей тащил ее до берега, а я в это время кричал: не упусти! Тащи быстрее! Потом спрыгнув к воде, я прижал плотву к берегу. Улов казался очень солидным, когда мы расходились по домам, я уговорил Алексея отдать плотву мне, ему досталась вся оставшаяся мелочь.

рыбалка
Рыбалка на Манцеровке (Мокша)

Подрос еще…

Потом я подрос еще, и стал ходить на Манцеровку один. Самое интересное, что на Манцеровке вся рыба находится у берегов. На всем своем протяжении Манцеровка очень мелкая, средняя глубина — по грудь взрослому человеку. Её практически в любом месте можно перейти в брод, дно повсеместно состоит из одного песка. И только у берегов дно либо из твердой земли, либо из смеси песка с ракушками и всяким хламом.

Моя первая рыбалка на Мокше, была конечно на Манцеровке. Чаще всего, из «нормальной» рыбы, нам попадались густерки и плотва, также на Манцеровке много голавля и щучек.

острова
Островки зелени на Манцеровке.

Опять же на Манцеровке мы с братом совсем маленькими поймали первую щуку.

Первая щука.

Вот как это было. Мы раздобыли где то спиннинги, (сейчас уже не вспомнить) и пару длинных блёсен Селигер. На фото выше видны островки из травы, вот пониже них метров на 150 мы и стали ловить. Там, конечно, тогда все было по-другому.

Покидав немного «селигеры» в воду, я с братом стал больше дурачиться, чем ловить. Павлик стоял и делал корявые забросы, и вдруг! Он как то странно дернул спиннинг, потом ухватил его двумя руками, и развернувшись в противоположную от воды строну, кинулся бегом вверх по берегу. Через мгновение на берег выскочила щука, которая протащившись по земле метра три, отцепилась от крючка. Павлик бросил спиннинг, подбежал к щуке и прижал ее к земле, мы были в восторге!

Помню, немного успокоившись и разглядев зубастую, мы долго пытались сломать ей хребет. Что бы она не прыгала, но у нас так ни чего и не вышло. Я и брат оказались слишком «мелкими». В итоге щука умерла от нехватки кислорода, но перед этим успела разорвать наш целлофановый пакет. Подвесив её на тройник блесны, и перекинув спиннинг через плечо, мы с Павликом пошли домой.

А на пути домой случилось вот что, около Арестантского сада, щука слетела с крючка, а сам тройник воткнулся мне в ногу! Мы тогда очень испугались, Павлик побежал домой, а я остался на лугах с тройником в ноге. Через какое то время пришли родители, обрезав леску меня довели домой, а потом и скорая приехала. В больнице мне вытащили тройник из ноги, боли, насколько я помню, совсем не почувствовал. Вот такой неприятный момент омрачил нам радость от первой пойманной щуки.

вечер
Вечерняя Манцеровка у Зубарево.

Пляжи Манцеровки.

Также на Манцеровке очень много купаются. И мы в том числе, потому как она ближе всего к городу. Привлекательной для купания её делают песок и небольшая глубина, но с детьми нужно быть осторожными, там сильное течение. Со стороны Зареки и Зубарева есть, как минимум четыре, (если их так можно назвать) пляжа. С нашей стороны, есть одно место для купания, (где мы и поймали щуку). Оно находится прямо посередине Манцеровки.

Не так давно практически весь наш берег был свободен от кустов. И на нем был один большой пляж, но сейчас все оккупировала ива. На фото с островками это хорошо заметно. Но есть и плюсы: под этой ивой постоянно держатся хорошие голавлики. И напоследок хочу вам показать еще несколько фото стремительной Манцеровки.

обрывы
Те самые обрывы, тут я первый раз увидел Манцеровку.
лед
Зимняя Манцеровка у самого города.
ива
Весь наш берег зарос ивой…